История гимнастики на коне
История развития вольтижировки полностью не известна. Существует несколько теорий, каждая из которых полностью не опровергает другие. Так популярным мнением является то, что вольтижировка изначально возникла как цирковое искусство, что косвенно подтверждается разнообразными трюками, движением лошади по кругу. При этом не указывается откуда пошло цирковое искусство и, в частности управление лошадью под куполом.
В среде русского казачества распространено негативное отношение к вольтижировке, представители которого, считают ее упрощенным вариантом их джигитовки. В действительности эти два вида конного спорта имеют мало общих черт, хотя в них обоих выполняют разнообразные трюки на скачущей лошади. Также сложно назвать вольтижировку ветвью джигитовки, скорее, они имеют общие корни, так как упражнения на лошади выполнялись многими народами в различные времена, а джигитовка и вольтижировка в их современном виде появились сравнительно недавно.
Наиболее правильной, с исторической точки зрения, является теория постепенного развития гимнастических упражнений на лошади и формирования нескольких ее современных ветвей – цирка, вольтижировки, джигитовки и других. Первые зафиксированные в истории упражнения на скачущих конях относятся к культуре древних греков и римлян, хотя напрямую с ними и не были связаны. Так, Ксенофонтом описываются разнообразные трюки в своих трудах, а Кассий упоминает об испанском народе иберийцах и их царе, которые перед римским императором демонстрировали шоу на лошадях.
По вольтижировке ежегодно проводятся чемпионтаы мира, но в программу Олимпийских игр этот вид спорта пока не включили.
С падением античных государств упоминаний о вольтижировке в Европе нет, хотя испанская школа верховой езды имеет трюковые черты. В это время на Востоке активно развиваются кочевые государства и народности. Люди, связавшие свою жизнь с лошадью, должны были быть отличными всадниками, что демонстрировали все кочевники. Конница, как основная ударная сила, и многочисленность позволили кочевникам-монголам завоевать значительные территории. С этой народностью связывают появление конных трюков и у части наших предков – казаков. Созданное ими искусство верховой езды – джигитовка имеет восточные корни, ведь с тюркского языка «джигит» переводится как «умелый всадник».
Случившаяся в 1917 году революция заставила бежать значительное число казаков, большая часть которых в странах Европы и Америки зарабатывала на жизнь шоу-программой с джигитовкой. Считается, что именно на основе джигитовки в Америке 40-х годов значительно расширилась шоу-программа родео, а в послевоенной Германии создали вольтижировку в ее современном виде.
Сначала вольтижировкой хотели привлечь детей в конный спорт, но популярность быстро росла. Поэтому уже в 1983 году вольтижировку признает Европейский спортивный комитет и начинают проводиться ежегодные международные соревнования. Через три года приходит признание и от Международной федерации конного спорта. А в 1990 году проводится первый чемпионат мира по вольтижировке. Остается только включение вольтижировки в разряд олимпийских видов спорта.
Подготовка к вольтижировке
Гимнастика на лошади – это тяжелое испытание и для человека, и для лошади. До соревнований допускают только животных старше 5 лет, а до состязаний международного уровня – старше 7 лет. Кони проходят специальную подготовку, чтобы их движение было плавным и размеренным, когда в седле совершаются трюки. Важным моментом правильного выполнения упражнений является подбор экипировки.
Сбруя для вольтижировочных лошадей:
- трензельное удило, допускаются с резиновыми ограничителями, нельзя применять удила с рычагами;
- потник в длину до 80 см, в ширину до 90 см и толщиной не больше 3-х см;
- корда;
- бич;
- седло (гурт) со специальными жесткими ручками, кольцами для ног;
- развязки.
Гимнастические трюки, выполняемые на лошади, связаны с высоким риском, поэтому обучение спортсменов длительное и проводится как на коне, так и на манекенах. Кроме монотонного заучивания упражнений, их составных элементов, большая роль принадлежит физической подготовке.
Первым изучается подход к лошади. Вольтижер должен уверенным шагом приблизиться справой стороны к кордовому, поприветствовать публику и, двигаясь вдоль корды, направиться к коню. Запрещается касаться веревки, но и отставать от нее не следует. Совершив небольшую пробежку с лошадью (в такт), осуществляется хват (всадник берется за ручки гурта) и переходит к следующим упражнениям.
С посадки в седло начинается основная программа вольтижировки. Обычно всадник ухватывается за ручки передней луки седла, и, когда лошадь опирается на ведущую (внутреннюю) конечность, совершается толчок. Различают несколько типов посадки:
- верхом – руками удерживаются за седло, совершают толчок и переносят правую ногу через гурт;
- спиной вперед – оттолкнувшись от земли, всадник делает разворот корпусом, а левую ногу поднимает вверх и назад, перебрасывая через круп. Попеременно переступая руками в ручках седла, завершается поворот и совершается посадка;
- слева – оттолкнувшись ногами, совершается упор руками о седло. Наклонив корпус налево, таз заносится на гурт. Плавно сев, всадник выпрямляет спину, ноги держит вместе и поднимает параллельно земле, оттянув носки в сторону кордового;
- справа – также совершается упор о седло, но вытянутые ноги вместе переносятся через круп коня, после чего совершают действия, аналогичные описанным ранее.
Находясь в седле, вольтижер может выполнять различные упражнения – перемахи, круги, вертушки. Для выполнения переноса ноги необходимо отклонить корпус к крупу, а в это время прямую ногу с вытянутым носком перебросить через голову на противоположную сторону. Если продолжить движение ногой через круп, то получится упражнение «круги». Для выполнения вертушки нужно упереться коленом в гурт, другую ногу резко поднимают назад и в сторону, а корпус наклоняют вперед, совершив оборот на 180 градусов.
Важным элементом выступления вольтижировщиков являются стойки:
- на ногах – обычно выполняется сразу после посадки – оттолкнувшись от земли, всадник коленями упирается в седло, после чего выпрямив ноги и разведя руки в стороны, завершает упражнение;
- на плечах – руками удерживаемся за петли, плечом делаем упор в седло или холку, делаем свечку;
- на голове – аналогично предыдущему, только упор делаем головой;
- на груди – положение боком к движению, грудью опираемся на седло, одной рукой держимся за кольцо, а другой за заднюю луку.
Завершаются выступления соскоком с лошади. Они выполняются из различных положений. Выбор типа соскока должен опираться на общую композицию выступления, как и все остальные упражнения. Существует несколько соскоков:
- соскок из нормального положения с перебрасыванием правой ноги через круп или шею;
- сидя против движения, всадник упирается руками в круп и делая оборот, спрыгивает на землю;
- углом – сидя против движения, делается упор в седло, но после толчка совершается полуоборот, а ноги сгибаются к телу под прямым углом. В таком положении проходится седло, и от крупа всадник отталкивается;
- с переворотом назад – сидя по ходу движения, вольтижер отклоняется к крупу и складывается, поднимая ноги к голове, что позволяет сделать оборот через голову.
Каждая команда или индивидуальный участник создают свое выступление из набора простых упражнений, многие придумывают или дорабатывают имеющиеся трюки. Главным при выполнении упражнений бывает не их сложность и количество, а качество и общая композиция, плавность перехода между ними. Поэтому важно, чтобы окончание одного упражнения позволило плавно перейти к следующему.
Особенности спортивных мероприятий
Соревнования по вольтижировке проводятся во многих странах. Россия вышла на международный уровень в 2004 году, но пока существенных результатов не получено. Состязания проводятся в нескольких дисциплинах под строгим регламентом.
Типы соревнований:
- индивидуальные – трюки в седле выполняет один вольтижер, также в представлении участвует кордовый, иногда с помощником. Принято делить индивидуальные соревнования на мужские и женские;
- парные – на лошади одновременно сидят два спортсмена, они могут быть как одного пола, так и разного. Допускается участие спортсмена только в одной паре на соревновании;
- групповые – от трех до семи (полная группа) вольтижеров. Группа на лошади может выступать как частью, так и полным составом, но не более 6 человек, поэтому седьмой вольтижер может выполнять роль запасного.
На всех типах соревнований выполняются обязательные и произвольные программы, а в индивидуальной вольтижировке еще может проводиться техническая программа. Обязательные выступления являются комбинацией определенных трюков, оцениваемых судейской коллегией по десятибалльной шкале. Произвольная программа формируется самими участниками, но с учетом минимальных требований (обязательных упражнений). Оценка произвольного выступления проводится за выполненные элементы (сложность и качество исполнения), артистизм и общая композиция. Техническая программа в индивидуальной вольтижировке является комбинацией пяти общих трюков и индивидуальных упражнений.
Общие положения:
- лошадь управляется кордовым;
- движение идет по кругу с диаметром от 15 метров на галопе или шаге;
- запрещается посылать лошадь в контр-галоп;
- выступление происходит под музыкальное сопровождение, согласованное с организационным комитетом;
- соревнование начинается по сигналу колокола – вольтижер (первый из группы) должен схватиться за поводья в течение следующих 30 секунд;
- колокол оповещает о начале и окончании выступления, приостановке и дисквалификации.
Большинство выступлений строго нормировано по времени. Так, произвольные и технические программы в индивидуальном зачете длятся 1 минуту. В групповом зачете произвольная программа длится 4 минуты, а время обязательной зависит от числа участников – добавляется по минуте за каждого члена команды, соответственно, не больше 6. Только в обязательной части индивидуального соревнования нет временного регламента – часто даже не используется колокол для регулирования начала и конца выступления.
Перед выступлением вся команда встает рядом с кордовым, а по сигналу гонга начинается приветствие. Затем за минуту необходимо приблизиться к лошади и начать показывать трюки. С момента начала выступления все участники команды должны находиться на лошади – за соскок накладываются штрафы или команда полностью снимается с соревнования. Выступление завершается также по сигналу гонга, к этому времени команда должна продемонстрировать всю программу.
За ходом состязания следят судьи – от 4 до 8 человек, отвечающих за определенные части шоу. Так, при минимальном наборе судейства одному необходимо следить за поведением лошади (как она подчиняется корду, движется, взаимодействует с участниками), двое контролируют техническую составляющую программы (исполнение трюков и их качество), а четвертый – артистизм и общую композицию. Оценка производится по 10-бальной системе, а затем все данные складываются и находится среднее значение. Победитель определяется по сумме баллов после обязательной и произвольной программ.