Кто такой мерин?
Мерин – кастрированный жеребец. Процедуру удаления семенников у коней начали производить еще в глубокой древности (описаны успешные случаи еще в 1-м тысячелетии до нашей эры). После операции у жеребца подавляется половое влечение, он не реагирует на самок, не участвует в драках с другими конями, становится покорным. Мерины ценились за высокую работоспособность и покладистость в тренировках.
Для чего проводят кастрацию:
- предотвращение случайного осеменения кобыл в табуне;
- обеспечение группового содержания;
- уменьшение агрессивности жеребца;
- облегчение содержания и тренировок;
- улучшение откормочных качеств;
- при травмах мочеполовых органов.
Жеребцов верховых пород кастрируют в возрасте 1,5-2-х лет, тяжелоупряжных и позднеспелых животных следует оперировать не ранее 3-4-х лет. Перед операцией необходимо обязательно произвести пальпацию мошонки – семенники должны располагаться в общей влагалищной оболочке. За сутки до вмешательства проводят ректально диагностику паховых колец – если они широко раскрыты (можно ввести 3 пальца), то операцию проводят закрытым способом.
Кастрация жеребца – сложная и ответственная процедура. Конь отличается большой силой и чувствительностью, поэтому операция проходит болезненнее, чем у других сельскохозяйственных животных. Перед вмешательством необходимо инъецировать нейролептические и миорелаксирующие средства – Рометар, Ромпун, Золетил. Но главное в процессе кастрации жеребца – фиксация, с этой целью используют повал. Завалив коня, фиксируют в боком левом положении и обязательно прижимают голову к полу. Затем в толщу семенника (или придатка) вводят 2-4% раствор новокаина в дозе 10-15 мл на тестикул. Анестезия наступает через 5-8 минут.
Техника операции:
- хирург занимает положение сзади крупа;
- семенники плотно фиксируются левой рукой, расправляя кожу мошонки;
- на шейку накладывают эластичный жгут;
- двумя разрезами вдоль шва мошонки рассекают все оболочки;
- семенник осторожно извлекают из раны и разрезают связку вблизи влагалищной оболочки;
- удерживая семенники правой рукой, оттесняют кожу мошонки к паховым кольцам;
- на семенной канатик накладывают щипцы, отступив от семенников 7-9 см;
- зажав щипцы, производят 15-20 оборотов для размозжения тканей канатика, иногда просто производят отсечение;
- культю обрабатывают настойкой йода;
- иногда накладывают прошивную лигатуру;
- в рану мошонки закладывают антисептические порошки;
- целесообразно ввести сыворотку против столбняка и антибиотики;
- мерина помещают в отдельный станок и ведут ежедневное наблюдение.
Получить мерина можно и другими способами. Наиболее старым является способ с лещетками – деревянными дощечками, перевязываемыми веревкой. Лещетки также накладываются на семенной канатик и, травмируя его, вызывают закупорку сосудов и предотвращают проникновение патогенной микрофлоры.
Вместо щипцов Занда могут быть использованы эмаскуляторы. Внешний вид и механизм действия идентичен – бранши накладываются на семенной канатик, нажимом на рычаги он пережимается и размозжается. Но в отличие от щипцов эмаскулятор имеет острую часть, которая отсекает семенник. Таким образом нет необходимости перекручивать канатик. С одной стороны это упрощает работу, а с другой – не происходит торзирования сосудов и при кастрации эмаскулятором чаще открывается кровотечение из сосудов семенного канатика.
Кастрации подвергают любых жеребцов, ограничения вводятся только по возрасту (не моложе 1,5 лет) и хозяйственной ценности (племенных коней, используемых для улучшения стада, никто кастрировать не даст). Но в фольклоре сложился образ именно сивого мерина. «Сивый» обозначает масть лошади – светло-серая, светло-мышастая, характерная для полудиких и непородных животных. Вероятно, как это происходит и сейчас, кастрации подвергали наименее ценных, с племенной точки зрения, жеребцов, которые не годились для улучшения табуна.
Образ коня в культуре
Термин «сивый мерин» редко используется для обозначения масти. В повседневной речи можно услышать эту идиому в отношении человека, а не коня. При этом фраза не будет относиться ни к возрасту, ни полу, ни к цвету волос человека, а лишь к его манере разговора, по которой он говорит сплошные небылицы.
Сивый мерин – устойчивое выражение, употребляемое в отношении врущего человека, и редко используется для обозначения масти лошади.
В русских пословицах и поговорках нередко встречаются «животные-лгуны». Так про обманщика можно сказать: «брешет как собака» или «заливает как соловей». Но если здесь относительно понятно, как образовалась фраза, то почему врет сивый мерин не совсем ясно.
Так, автор известнейшего русского словаря и знаменитый языковед Даль предполагает изменение глагола «прет» на созвучный «врет». В действительности раньше могли говорить «прет как сивый мерин», ведь кастрированные жеребцы действительно отличаются лучшей работоспособностью и выносливостью. Но вот характеристика масти никаким образом не оказывает влияния на производительность лошади. Разумеется, в былые времена люди приписывали коням определенной масти сравнительно лучшие качества, так, особым почетом пользовались вороные и белые животные. Но сивых коней никто особым почетом не выделял. Можно предположить, что среди крестьянских хозяйств были широко распространены лошади светло-серой масти, поэтому им и приписывали выдающиеся рабочие качества.
Существует и другая теория. По ней служил в царской армии дворянин немецкого происхождения с фамилией Сиверс-Меринг. И отличала его среди прочих сослуживцев любовь к обманам и розыгрышам. Заливал в уши немец своим однополчанам столько, что они и придумали поговорку «врет как Сиверс-Меринг». Но так как кроме сослуживцев никто не знал офицера, то простой люд, которому не знакомы иностранные имена, быстро переиначил поговорку, заменив Сиверса на сивого мерина. Правдоподобность этой истории низка, так как теорию «конского» происхождения подтверждают и другие факты.
Так, в Гоголевском «Ревизоре» в письме Хлестакова своему другу в Петербург можно прочитать следующую характеристику, адресованную городничему: «глуп как сивый мерин». Не стоит забывать и про другую русскую поговорку – «бред сивой кобылы», которая также используется при описании несусветной чепухи и ерунды, подающейся как истина. Но точного заключения историки русской словесности и лингвисты не дали по вопросу врущего жеребца.