Теоретические основы
Для успешной самостоятельной дрессировочной работы хозяину необходимо научиться разбираться в особенностях поведения животного и типах нервной деятельности, а так же знать и понимать на чем строится весь учебный процесс.
Реакция на любую команду вырабатывается по одному и тому же принципу, который базируется на учении русского физиолога Павлова. В свое время он доказал, что у живых существ есть безусловные (врожденные) и условные рефлексы. Последние формируются в процессе жизнедеятельности и при желании ими можно управлять или создавать новые.
Суть всех опытов профессора сводилась к выработке условного рефлекса на фоне безусловного при участии раздражителя. Конкретно он «научил» собаку выделять слюну (безусловный рефлекс) по звуковому сигналу (условный раздражитель). Некоторое время ученый предлагал животному пищу (безусловный раздражитель), при виде которой начиналось обильное слюноотделение, и в это же время звенел колокольчик. Через время слюна выделялась лишь по звонку, то есть формировался стойкий условный рефлекс.
Методы дрессировки
Для отработки того или иного навыка необходимы два вида раздражителя: условный и безусловный. К первому относят любой сигнал, это может быть команда голосом, жест рукой или звук кликера. В качестве безусловных обычно выступают лакомство либо механическое воздействие (рывок поводком, несильные удары рукой или хлыстом, воздействие на животное строгим ошейником).
Исходя из этого, существует три метода дрессировки:
- вкусовой,
- по принуждению или механический,
- комбинированный – одновременное использование поощрения и принуждения.
Виды нервной деятельности
Не все собаки одинаково хорошо поддаются дрессировки. Одним обучение дается легко, с другими приходится долго и упорно работать. Есть и третий тип, которых практически невозможно ничему научить.
Часто неопытные владельцы списывают неудачу на лень, глупость или упрямство, но это утверждение в корне неправильное. На самом деле все зависит от вида нервной деятельности – взаимодействия процессов торможения и возбуждения.
У собак различают четыре типа нервной системы:
- возбудимый,
- подвижный,
- спокойный,
- слабый.
Возбудимый тип характеризуется быстрым формированием условных рефлексов, при слабо выраженной тормозной реакции.
Животные этого типа быстро учатся активным командам и плохо воспринимают приказы, связанные с выдержкой. Такие питомцы не совсем подходят для розыскной, сторожевой службы (поиск предметов по запаху), зато они идеально годятся для караула, защиты.
При работе с легковозбудимыми животными необходимо двигаться от малого к большему мелкими шажками, не форсируя события. Для формирования хорошей тормозной реакции почаще повторяют команды «Рядом», «Нельзя» и проводят уроки на выдержку.
Подвижный тип – возбуждение и торможение одинаково хорошо развиты, собака активная, быстро переключаются с одной работы на другую. Питомцы хорошо поддаются тренировке, условные рефлексы вырабатываются быстро и сохраняются надолго. Для их обучения с успехом применяется комбинированный метод дрессировки.
Спокойный тип – оба нервных процесса находятся в относительном равновесии, как и в предыдущем случае, но при этом переключение с одной работы на другую проходит гораздо медленнее, собаки сами по себе вялые, мало двигаются.
Питомцы хорошо дрессируются, но на выработку условного рефлекса может потребоваться более длительный срок, зато разученные команды они выполняют чисто. При работе со спокойными животными можно использовать принцип принуждения, естественно, не злоупотребляя.
На что обратить внимание:
- придется проявить максимум терпения и настойчивости,
- нельзя частить командами,
- периодически приходится повторять команду дважды, чтобы до животного дошел ее смысл.
Слабый тип – обладает уязвимой нервной системой, если и удается выработать условный рефлекс, то он может быстро исчезнуть. Обычно таких животных не дрессируют.
Существующие приемы
Дрессировка собаки самостоятельно должна осуществляться на основе приемов – системы воздействия на животное, в результате которой и вырабатывается необходимое поведение. Любой прием условно делят на три стадии:
1. Выработка основной линии поведения на сигнал
Что это значит? Воспитанник по команде должен сесть (лечь, встать) без длительного удержания позы. В этой стадии человек должен:
- заставить собаку выполнять требование,
- сформировать условный рефлекс,
- тормозить неправильное выполнение команды,
- закрепить навык своевременным поощрением.
На этом этапе важно проводить занятия в отсутствии других отвлекающих раздражителей. Поэтому место для урока выбирают максимально тихое и спокойное: вдали от шумных улиц, проезжей части, посторонних лиц и т.д.
2. Усложнение и шлифовка навыка
Животное должно не только выполнять приказ, но и принимать конкретное положение в пространстве, находится в позе до разрешительного указания, научиться работать по жесту и т.д. Например, после команды «Ко мне» пес должен не просто подойти к дрессировщику, но и сесть у его левой ноги.
На этом этапе продолжают работать в спокойной обстановке, что обеспечивает большую эффективность занятий. Так же не забывают:
- вовремя пресекать нежелательные действия наказанием или приказом в угрожающей интонации,
- добиваться четкого отличия одной команды от другой,
- своевременно поощрять правильное выполнение приказа лакомством или похвалой.
3. Закрепление навыка
На этой стадии можно проводить занятия в более сложных условиях:
- частая смена обстановки,
- наличие большого количества отвлекающих моментов (громкие звуки, посторонние люди, присутствие других животных).
Переходить к следующему этапу можно только после того, как животное научится быстро, безотказно и правильно реагировать на команды, отработанные на предыдущих уроках.
Обычно в новых условиях собака начинает теряться и путаться, в такие моменты применяют более ощутимые меры воздействия:
- усиливают рывок за ошейник,
- повышают интонацию с последующим болевым (но умеренным) воздействием.
При выборе метода пресечения нежелательного поведения всегда ориентируются на конкретную обстановку.
Важно переходить к следующей стадии работы только тогда, когда выполнены все условия предыдущей. То есть введение нового условия проводят на фоне уже отработанного поведения.
Ошибки
- Неправильная оценка типа нервной деятельности, когда дрессировщик плохо изучил характера и возможности ученика.
- Несвоевременное применение наказания. Например, когда животное не выполняет команду, его ругают или даже бьют, в результате на данный раздражитель вырабатывается оборонительная реакция и пес не подчиняется уже никогда.
- Отсутствие индивидуального подхода и применение одних и тех же приемов дрессировки для всех животных.
- Несвоевременная подача условного и безусловного раздражителя, когда первый подается после второго или с большой задержкой между ними.
- Многократное повторение одной и той же команды без достаточного перерыва.
- Произношение команд в одной и той же интонации, что в корне неправильно. Все запрещающие команды всегда должны произноситься строго и угрожающе, а повседневные в приказном порядке. Ласка может быть только в качестве похвалы.
- Использование в качестве поощрения только лакомства, его всегда сопровождают поглаживание и похвалой голосом, что поможет в дальнейшем ограничить дачу вкусняшки, заменяя ее лаской. В противном случае животное откажется работать без еды.
- Злоупотребление командой “Нельзя” – ее применяют только в случаях, когда это действительно требует ситуация.
- Слишком быстрый переход от простого к сложному, когда первоначальный навык плохо закреплен и не выработался устойчивый рефлекс.
- Повторение на уроках команд в одной и той же последовательности изо дня в день. Собака в будущем будет по инерции выполнять одни и те же действия, не обращая внимания на приказы и жесты человека.
Что входит в курс дрессировки
Любая собака, которую готовят к службе или дрессируют самостоятельно, обязана знать и выполнять общий курс послушания. В него входят следующие обязательные команды:
- «Стоять».
- «Лежать».
- «Сидеть».
- «Рядом».
- «Ко мне».
- «Фу» или «Нельзя».
- «Место».
Остальные навыки разучиваются в зависимости от желаний владельца животного или от предполагаемой дальнейшей службы пса. Без общего курса дрессировки обучение другим командам невозможно!