Основные требования к команде
На выставках, соревнованиях и при приеме экзаменов от владельца и его питомца требуется выполнение определенной последовательности действий на ту или иную команду. В конкретном случае животное должно работать следующим образом:
- подается приказ (команда и/или жест);
- собака бежит за брошенной вещью;
- хватает ее зубами;
- возвращается к тренеру;
- обходит его со спины;
- присаживается возле левой ноги человека;
- сидит с предметом в зубах до тех пор, пока не будет получен следующий приказ «Дай».
Очень важно, чтобы животное слушалось с первого раза, в противном случае будет «незачет».
В домашних условиях такие сложности ни к чему и можно обойтись обычным возвращением предмета назад без дополнительных не особо-то нужных движений. Хотя отработка команды по всем правилам делает собаку и более дисциплинированной, и более послушной. Но тут уже выбор каждого, чему и как учить.
Немного теории
Обучение собаки - длительный процесс, цель которого сформировать условный рефлекс на определенный раздражитель. В качестве оного в данном случае будут выступать сразу несколько:
- команда голосом «Апорт»;
- жест (выброс правой рукой в сторону брошенного предмета);
- дразнилка (раскачивание вещи перед глазами животного);
- лакомство;
- поощрительная ласка.
Если обучение проводится уже со взрослым псом, то к изучению «апорта» приступают только после отработанных команд «ко мне» и «сидеть».
Как научить команде «Апорт» щенка?
Малышей учат в процессе игры. Идеальным учебным инвентарем будут:
- мячик (матерчатый или резиновый);
- тросточка длиной до 20 см (она может быть деревянной, пластиковой, резиновой);
- материя, свернутая в тугой клубок;
- любимая игрушка и т.д.
Для начала необходимо заинтересовать питомца, завлечь его в игру. В принципе малыши практически мгновенно реагируют на самую обыкновенную дразнилку (дратование): быстрое перемещение предмета возле мордочки. Заодно с этим повторяют «Апорт». Очень важно, чтобы у животного появился азарт и непреодолимое желание забрать предмет.
Когда животное схватит апорточный материал, его тянут на себя, пока не убедятся, что предмет животное хорошо удерживает. Через какое-то время со словами «Дай» игрушку забирают и вместо нее выдают лакомство - обычно, завидев вкусняшку, щенок на радостях моментально разжимает зубы и возвращает предмет.
На данном этапе достаточно привить страстное желание к игре, чтобы животное сгорало от нетерпения, только увидев предмет апортировки.
По мере работы время удержания увеличивают, а также разрешают малышу нести аксессуар во время движения. Заодно приучают животное брать предмет с пола, но для этого необходимо быть внимательным и проявить всю свою сноровку:
- как только во время игры будет замечено, что питомец вот-вот собирается схватить игрушку, необходимо ее кинуть на пол со словами команды «Апорт»;
- если животное берет предмет, его ободряюще гладят;
- лакомство же можно дать только после возвращение предмета в руки человека.
Если вдруг в пылу игры питомец начинает носиться по полю со своей игрушкой, то его подзывают командой «Ко мне» и бегут в противоположную сторону - это побуждает животное быстрее возвратиться к дрессировщику.
Чем большее количество раз проводятся занятия, тем больше внимания уделяют дисциплине:
- малыша пристегивают на короткий поводок;
- понуждают поднять предмет по команде;
- бегут с ним пару-тройку метров;
- делают несколько спокойных шагов;
- только после этого останавливаются, просят вернуть предмет (просто забирают) и поощряют.
В дальнейшем после хватания предмета по приказу перемещаются с собакой пешком, увеличивая расстояние до нескольких сот метров.
Как научить команде «Апорт» взрослую собаку?
На этот счет существует два способа. Первый базируется на методике обучения молодых животных:
- пса сажают на поводок;
- устраивают дразнилку;
- побуждают схватить вещь;
- произносят команду;
- когда животное схватит игрушку, его гладят и хвалят: «Хорошо!», «Молодец!» и т.д.
Собака должна овладеть крепкой хваткой, чего добиваются игрой в перетягивание. Если животное пытается выплюнуть палку, то следует придержать пасть рукой и сказать «Апорт». Далее произносится «Дай», предмет забирается и собаку угощают вкусным лакомством.
Способ № 2.
Этот метод основан на принуждении, при этом животное не должно испытывать боль. Действия следующие:
- псу открывают пасть;
- кладут предмет;
- удерживают его во рту, сцепив пальцами челюсти4
- одновременно дается команда «Апорт» (можно повторить несколько раз);
- животное поощряют словом;
- рука отпускает челюсть;
- произносится команда «Дай»;
- забирают предмет;
- угощают лакомством.
По опыту достаточно около пяти занятий, чтобы по одному только слову животное начинало само брать предмет.
Далее приступают к усложненному варианту, когда пес должен взять палку с земли. Для привлечения внимания предмет шевелят ногой.
Способ № 3.
Для собак со слабой хваткой можно применить метод дрессировки основанный только на даче лакомства. Предмет апортировки - любимое лакомство или косточка, завернутые в полотно. Занятия будут более продуктивными, если их проводить по утрам до завтрака.
Порядок действий:
- питомцу дают понюхать полотно с лакомством;
- кидают «приманку» перед животным;
- произносится «Апорт»;
- собаку поощряют кусочком любимой еды.
На последующих уроках можно заниматься с обычными аксессуарами.
Развитие навыков
Когда животное научилось по команде брать предмет, пора приступать к дальнейшему развитию навыка - подносу инвентаря с расстояния.
- собаку привязывают на длинный поводок;
- привлекают внимание животного вещью;
- бросают ее вперед;
- выкрикивают команду;
- когда животное схватит игрушку, его подзывают;
- по команде «Дай» предмет забирают;
- выдают поощрение.
Поводок необходим, чтобы дернуть питомца, предварительно сказав «Дай», в случае его отказа возвращаться обратно.
В дальнейшем работа, если это вообще необходимо, все больше усложняется:
- учат обходить дрессировщика сзади и присаживаться возле левой ноги;
- отрабатывают выдержку «сидя» перед тем как послать животное за апортируемым предметом;
- учат подавать самые разные вещи, а не какую-то одну;
- дрессировка по розыску предмета, заброшенного в густой кустарник, просто спрятанного где-нибудь.
Возможные ошибки в процессе работы
Дрессировка не терпит промахов, которые нередко совершают неопытные дрессировщики. Дабы избежать провала в процессе обучения, необходимо знать, чего нельзя делать:
- позволять длительно играть с принесенной вещью - это разрушает дисциплину и убивает послушание;
- слишком быстро переходить на поднос с расстояния — в дальнейшем это значительно затруднит выполнение команды «Апорт» и движение с предметом;
- нельзя держать в руке лакомство, когда животное стоит с вещью во рту - так она может выплюнуть предмет раньше положенного времени.
Полезные советы
- Навык вырабатывают с детства.
- Процесс обучения проводят в игровой форме.
- Не стоит спешить: более сложное поведение вырабатывают только после отличного закрепления простого.
- Дрессировку на поднос с расстояния начинают с использованием поводка, постепенно приучая животное бежать за вещью и возвращать ее без понукания и одергивания.
- Если животное плохо работает сегодня, лучше остановиться и продолжить занятия завтра.
Автор: Чупринина Марина