Зачем нужна?
В первую очередь команда «Фу» для собак вырабатывает послушание, а также полностью контролирует поведение питомца.
Голосовой запрещающий приказ помогает:
- отвадить щенка от любой шкоды будь-то грызня тапочек, неуемная игра в квартире или громкий лай, мешающий соседям жить;
- избавить от вредных привычек с младенчества;
- предупредить нападение на прохожих;
- предотвратить подбирание с земли всякой гадости;
- избежать столкновения с автомобилем и т.д.
Казалось бы, простое слово в некоторых ситуациях спасает жизнь и здоровье малыша.
Немного теории
Что значит команда «Фу»? Прекращение нежелательных действий со стороны собаки по приказу человека.
В процесс обучения существует два важных момента, о которых необходимо знать и помнить:
- Не стоит постоянно запрещать животному что-то делать – жизнь не может состоять из сплошного «нельзя», запрещающий сигнал произносят только по острой необходимости.
- Добиваются четкого выполнения команды с первого раза, именно поэтому очень важно понимать, как научить собаку команде «Фу» правильно!
Отступление как от первого, так и второго пункта обычно заканчивается одним и тем же: животное игнорирует приказ и отказывается от какой-либо работы.
Правда, есть еще и третий момент, о котором тоже не мешало бы знать, прежде чем приступать к занятием, – наказание! Так вот оно не должно быть чрезмерно болезненным, а уж тем более травмоопасным. Ругают в меру, а физические испытания должны соответствовать и возрасту, и болевому порогу конкретной особи. Как правильно наказывать, чтобы не переусердствовать, обсудим чуть ниже.
Стоит отметить, что произносить «Фу» не допускается, если вдруг собака отвлекается при отработке других команд. В таких случаях применяются другие предупреждающие сигналы голосом в угрожающем тоне, например, «Сидеть».
На что обратить внимание
К обучению приступают примерно с месяца, но с особой серьезностью к вопросу подходят по достижению питомца трехмесячного возраста.
Сам урок проходит не отдельно, как это бывает с другими командами, а как бы между делом, а точнее в момент совершения преступления. Кстати, ключевое слово – «в момент», то есть кричать «фу» и наказывать до или после проступка бессмысленно – животное все равно не поймет, за что его так обидели.
На самом деле цель всего воспитания сводится к формированию устойчивого тормозящего условного рефлекса на приказ на фоне какого-то наказания (безусловного раздражителя). В данном случае этим раздражителем будет являться боль, дискомфортное состояние от того же рывка за поводок и т.д.
Наказывать до трех месяцев категорически запрещается – это только напугает животное и сделает его нервозным, совершенно непослушным, а местами и неадекватным.
Физические приемы возможны только с трех месяцев:
- несильный, но ощутимый хлопок по крупу, спине ладошкой;
- резкое одергивание за поводок, но не так, чтобы животное задохнулось;
- удар хлыстом или прутом;
- использование специального ошейника с шипами и т.д.
Не рекомендуется использовать в качестве наказания подручные аксессуары типа тапка. Воспринимая домашнюю туфлю как обидчика, животное начнет мстить самым неприглядным образом: погрызет или обмочит. При работе с щенками табу накладывается и на парфорс – строгий ошейник с шипами.
Нагоняй же руками вполне уместен, ведь они не только наказывают, но и кормят, ласкают, поэтому и не воспринимаются как вражеский объект.
Принцип работы довольно простой: как только щенок нарушает правила, он тут же должен услышать «Фу» в угрожающей интонации с ноткой укора. Одновременно с этим питомца шлепают по пятой точке или ощутимо рвут поводок на себя.
С видом наказания определяются по обстоятельствам:
- если это на улице и животное рвется что-то схватить или на кого-то напасть, то целесообразно дернуть за ремешок,
- если же человек находится рядом, а малыш что-то грызет, то применяют шлепок.
Важно: один проступок – одно наказание и одна команда, в очень крайних случаях можно повторить «фу» и удар в более выраженной форме.
Если же реакции нет, то животное просто молча оттягивают от шкоды и ждут следующего раза, когда можно применить еще более угрожающий тон и более ощутимое физическое наказание.
Методы обучения
Способ № 1.
Выучить команду «Фу» с питомцем можно привычными методами дрессировки. Для продуктивной работы понадобится только лакомство и терпение. Этапы обучения:
- в руку берут любимые сухарики и становятся перед щенком,
- ладонь с угощением подносят к своему подбородку, произносят «фу»,
- затем вкусняшку перемещают к носу питомца,
- как только он соберется схватить кусочек, морду отталкивают уверенно, но несильно и не больно, и угрожающе произносят приказ,
- повторить три раза: подбородок – «фу» – к носу щенка – отталкивание – «фу».
Но на этом работа не заканчивается. Далее снова щенку предлагается вкусняшка, но при этом тоненьким и ласковым голоском говорят «Бери». Обычно собака реагирует настороженно и боится прикасаться к руке, тогда снова ласково повторяют «Бери» и раскрывают ладонь. Ждут, пока питомец самостоятельно слижет лакомство.
Обычно за несколько таких занятий животное четко уясняет, что такое можно (ласковое предложение), а что такое нельзя (угроза в голосе).
На что обратить внимание: рукой морду именно отталкивают, а не одергивают ладонь в сторону, иначе можно вызвать инстинкт нападения, добычи или собака подумает, что с ней играются.
Способ № 2
Работу проводят на местности, где достаточное количество отвлекающих моментов: наличие посторонних животных, прохожих, подозрительных предметов на земле и т.д.
Примерный план работы:
- Животное удерживают на коротком поводке, но при этом не ограничивают свободу передвижения.
- Периодически пытаются привлечь его внимание к чему-нибудь постороннему.
- Как только собака проявляет интерес к раздражителю, например, пытается напасть на мимо проходящего другого пса, тренер подает команду и резко рвет на себя поводком.
- Подобные действия пресекают несанкционированное поведение.
- Важно через время собаку успокоить и поласкать.
Питомца снова отпускают «гулять» на поводке и ждут очередного «нарушения правил», после чего алгоритм работы повторяют. Урок за прогулку повторяют не более трех раз, при этом повтор только после того, как животное полностью успокоится и нервная система придет в норму.
По мере формирования устойчивого навыка, переходят на следующий уровень работы:
- продолжают обучение на длинном поводке;
- а потом и вовсе без него.
Какие могут быть ошибки
Неопытные владельцы нередко совершают грубую ошибку в процессе воспитания. К примеру, оставленный надолго щенок может совершить некий неприятный проступок. В сердцах хозяин наказывает малыша, который давным давно забыл о своей шалости и с радостью встречает человека на пороге. Такая неожиданная расправа принесет только вред:
- питомец не понимает причину гнева;
- в будущем он будет бояться подходить к владельцу на любой его зов из-за страха опять быть избитым ни за что.
Бывают и другие недочеты уже при работе над самим навыком:
- использование чрезмерного болевого раздражителя – это приводит к стойкому угнетению нервной системы;
- частое использование команды без раздражителя, что значительно ослабляет ее действие на животное;
- применение команды не к месту и не ко времени.
Полезные советы
- По мере выработки послушания от отрицательного подкрепления следует отказаться и ограничиваться только одной голосовой командой.
- Приказ должен звучать как можно строже и угрожающе, угрозу подкрепляют пристальным, максимально укоризненным и злым взглядом и предостерегающим жестом.
- Для закрепления навыка иногда животное можно провоцировать, например, оставляя на видном месте запретный предмет, который запрещено трогать. Как только питомец вознамериться его стащить, сразу же подается команда «Фу», а в случае непослушания на голос, можно еще и сдобрить приказ шлепком.
- Все озвученные методы обучения могут вестись параллельно друг другу.
Автор: Чупринина Марина