Немного теории
Что значит команда «Ищи»? По требованию владельца собака должна ринуться на поиск вещи, после предварительного обнюхивания предмета остановиться возле объекта и подать голос. В случае розыска злоумышленника животное должно его обнаружить по запаху, задержать либо при отсутствии сопротивления, охранять до прихода хозяина.
Приступать к выработке нового навыка можно только после изучения и выполнения команды «Апорт» и прохождения общего курса дрессировки.
Сама же учебная работа состоит из четырех частей:
- отработка принюхивания - команда «нюхай»;
- обучение выбирать «свою» вещь среди других;
- выбор «чужого» предмета по приказу;
- непосредственно поиск по команде «Ищи».
Максимально ответственно подходят и к выбору места для тренировки. На первом этапе лучше проводить ее в закрытом и знакомом собаке помещении, где нет отвлекающих раздражителей типа посторонних запахов, людей и других животных.
Виды поисковых работ
Для каждой будущей ищейки четко выбирают профиль, в котором она в дальнейшем будет работать. Так, существуют следующие виды розыска:
- поиск потерявшегося человека;
- преследование преступника;
- поиск трупа;
- обнаружение наркотических, лекарственных или взрывчатых веществ (обычно животное натаскивают на поиск трех-пяти видов).
Требования к собаке
В домашних условиях команде «Ищи» можно попытаться научить любую собаку. В служебном же собаководстве к вопросу подходят тщательно и в работу берут зверей, отвечающих определенным требованиям. Животное должно:
- хорошо поддаваться дрессировке;
- владеть общим курсом;
- иметь уравновешенный и подвижный тип нервной системы;
- недоверчиво относиться к посторонним;
- иметь безупречное обоняние, зоркий глаз, отменный слух;
- быть сильным, смелым.
Лучше всего для участия в розыске подходят овчарки, доберманы, терьеры, ротвейлеры, лабрадоры и некоторые охотничьи породы.
Примерная схема работы
Первый этап - выработка обонятельного рефлекса
- Ассистент раскладывает на невысокой платформе или полу две-три вещи идентичной формы (это могут быть знакомые собаке апортировочные предметы) и удаляется.
- Собаку усаживают рядом с предметами и подносят к носу «свой» точно такой же объект с одновременной подачей команды «Нюхай».
- Предмет еще какое-то время удерживают в руках, чтобы он напитался запахом человека, и кладут рядом с уже выложенными ранее.
- Руку, в которой был предмет, подносят к носу животного секунд на десять и в этот же момент произносят «Нюхай».
- Посылают животное жестом к предметам со словами «Апорт» (используют лишь на первых уроках) и «Нюхай».
В момент выбора человек должен следить за псом и в случае, когда он попытается взять не тот предмет, одергивают запретом «Нельзя» или «Фу». Когда животное наконец-то найдет то, что надо, его подзывают, забирают найденное и поощряют любым удобным способом.
Примерно через пару-тройку занятий обучаемый быстро и с первого раза решает поставленную задачу, и можно увеличивать количество используемых в работе объектов поиска, а также имеющих посторонние запахи других людей, животных и т.д.
Полезные советы:
- чем больше предметов раскладывают, тем спокойнее собака работает;
- если животное не хочет работать и хватает первое, что попадается в зубы, необходимо вести ее к предметам на поводке, дабы сбавить ее спесь;
- предметы с чрезмерно привлекательными запахами (еда, следы другой собаки) убирают и заменяют;
- по мере отработки навыка упражнение усложняют: предметы перемешивают, складывают в общую кучу, используют разные вещи по форме и размеру, вместо руки дают понюхать объект поиска.
Второй этап
Как только собака научилась безошибочно определять и выбирать «свой» предмет, пора переходить к поиску «чужого». В подготовке должно участвовать два ассистента:
- один раскладывает одни предметы;
- а другой кладет еще один и в метрах двух от платформы оставляет личную вещь (платок, обувь, рукавицу и т.д.).
Оба человека должны все объекты поиска подержать в руках примерно одинаковое время, чтобы пропитать их своим собственным запахом. Далее работа строится по тому же принципу, что и на первом этапе, только вместо «своей» вещи дают нюхать предмет одежды, принадлежащий второму ассистенту.
Основная трудность при работе: собака настырно продолжает искать «свой» предмет со знакомым запахом хозяина и возвращается ни с чем. В принципе проблема решается все тем же запрещающим сигналом «Нельзя» во время выбора собакой объекта и подачей команды «Нюхай». Правильные действия поощряются похвалой и лакомым кусочком.
В процессе работы дрессировщику необходимо следовать простым правилам:
- быть внимательным и четко знать, где лежит искомый элемент;
- своевременно подавать команды «Фу», «Молодец» или «Нюхай», чтобы животное не путалось, за что его похвалили, за что поругали и что ему вообще надо делать,
- следить за своими жестами, дабы невольно одно и то же случайно повторяющееся движение не превратилось в команду.
Полезные советы:
- на разные занятия привлекают разных ассистентов;
- почаще меняют раскладку, форму, размеры предметов;
- по мере отработки навыка увеличивают количество объектов и количество помощников, участвующих в раскладке.
Третий этап - поиск
После того как собака научилась принюхиваться и безошибочно определять нужную вещь, можно приступать к усложнению навыка и непосредственному обучению команде «Ищи» сначала предмета, а потом и человека.
Работа должна строиться на терпении и с учетом индивидуальных способностей, не стоит требовать от собаки сразу четкого выполнения команды и уж тем более бить за ошибки.
Схема работы примерно такая:
- предмет будущего поиска дают понюхать привязанному животному со словами «Нюхай» ;
- прячут предмет на виду у собаки и отпускают ее со словами «ищи» ;
- после обнаружения учебный материал забирают со словами «Дай», а питомца поощряют похвалой и лакомством.
Через время процесс усложняют: предмет прячут в другой комнате, в другом предмете, у кого-то из членов команды и т.д. За каждый удачно выполненный поиск животное хвалят и кормят вкусняшкой.
При работе на улице разбрасывают вещи по полю в шахматном порядке и со словами «ищи» бегут вместе с собакой в поисках необходимого по ломаной траектории. Команду всегда подкрепляют жестом, помогающим животному определиться в какую сторону двигаться. Удачное выполнение поощряют.
Сначала по территории бегают за собакой, но со временем человек должен отставать, а животное самостоятельно приносить и отдавать в руки найденный предмет либо сообщать об обнаружении объекта громким лаем.
Обнаружение «злоумышленника»
Самый сложный процесс - это обучение поиска человека, к нему приступают после отработки команды на предметах. Важно, чтобы к этому времени животное умело задерживать «предполагаемого преступника».
Уроки проводятся на участке с различными укрытиями. Понадобится помощник, он же злоумышленник, который должен «потерять» пару вещей и спрятаться, к примеру, за ближайшим кустом.
- Собаке предлагают понюхать предмет несколько секунд со словами «Нюхай».
- Дают команду «Ищи» и посылают жестом зверя на поиск.
- Поначалу ассистент должен привлекать внимание питомца (например, шумным поведением), чтобы упростить животному задачу, но со временем процесс усложняется и питомец ищет «преступника» самостоятельно.
Важно животное научить задерживать человека в случае его сопротивления и не нападать при отсутствии борьбы, а просто подавать голос и сторожить. Естественно, помощника необходимо экипировать защитной одеждой для его собственной безопасности.
Усложнение навыка:
- работа в ночное время суток;
- поиск при наличии выстрелов;
- ассистент хорошо прячется и сидит максимально тихо.
Еще несколько советов:
- При работе всегда обращают внимание на состояние животного: если оно нервничает, плохо себя чувствует и часто отвлекается, то лучше отложить занятие до более благоприятного момента.
- Для укрепления и развития навыка занимаются как можно чаще.
- Нежелательно использовать в качестве предмета поиска еду — это может отбить охоту искать несъедобные вещи.
Автор: Чупринина Марина