Устройства и оборудования для упряжи
В начале одомашнивания лошади человечество было далеко от создания различных средств фиксации и управления животными – они использовались без каких-либо специальных приспособлений. Еще не так давно лошадей применяли без любых средств управления, например, прогон по хлебу или льну для обмолота. Также происходила верховая езда, перевозка грузов – всадник ехал без седла, держась за гриву, а тюки просто перекидывались через спину или привязывались к хвосту.
С развитием общества происходит совершенствование различных приспособлений для управления лошади и преобразования ее тяглового усилия в полезную для человека работу. Первым делом появились разнообразные сани (колесо человек разработал намного позднее), которые к лошади крепились шейной петлей. Пройдет не одно тысячелетие, пока появятся более совершенные системы фиксации – хомут, оглобли. Даже сейчас можно встретить доисторические типы упряжи в оленьих и собачьих упряжках.
Все современные приспособления, надеваемые на коня, называются упряжью. Она позволяет крепить различный сельскохозяйственный инструмент, устройства для переноса груза. Это два основных типа упряжи – для размещения человека, вьючных грузов и для работы с тягловым усилием. Телеги, сельскохозяйственная техника пристегиваются с помощью хомута или шорки. Хомут делается из древесины и его давление на лошадь постоянно, независимо от тяглового усилия, у шорки нет жесткой рамы, что приводит к переменам в ее конфигурации.
Из чего состоит упряжь:
- клещи из прикорневой древесины, определяющие форму и прочность;
- хомутина – скрученная солома, обтянутая соломой;
- войлочная подкладка;
- гужи – кожаные ремни, передающие усилие с хомута на телегу и смягчающие рывки;
- седелка – распределение части давления с шеи на спину;
- шлея – дополнительная фиксация, необходимая для торможения;
- подбрюшный ремень.
Шорка – система ремней, охватывающих шею, грудь лошади спереди и вокруг. Также грудное и шейное кольца связываются между собой. Шорки изготавливаются из кожи, так как полоски тонкие (в сравнении с хомутом), то давление больше, особенно ярко выражено оно в момент движения. Чем сильнее лошадь начинает двигаться, тем больше становится натяжение ремней.
Как проводится запряжка лошади?
Производительная работа обеспечивается правильным подбором и подгонкой упряжи, качественным хранением и уходом за ней. У каждой лошади должен быть свой хомут и другая упряжь, в идеале за животным должен следить свой конник (владелец), личный подход к работе и уходу позволяет лучше следить за качеством.
Наибольшее внимание при выборе упряжи уделяют хомуту – неправильная его подгонка ведет к наибольшим травмам.
Требования к хомуту:
- расстояние между горлом и хомутиной – ребро ладони;
- верхняя часть хомута находится перед холкой;
- верхний промежуток – два пальца;
- подкладку используют только мягкую и чистую – после каждого применения просушить, а лучше вымыть.
Применение шорок также имеет свои особенности. Важно следить за грудным ремнем – не допускать его излома. Рекомендуется обшить постромки мягкой кожей для предотвращения потертостей. Постромки лучше скрепить ремнем, проходящим через круп, для предупреждения спутывания упряжи.
Запряжки различают по количеству лошадей – одиночные, парные, троечные и больше. По типу упряжи – оглобельные, дышловые, санные. Есть деление по типу прицепляемого устройства – транспортные, сельскохозяйственные, разъездные, военные.
Наибольшее распространение у нас имеет оглобельно-дуговая упряжка одной лошади в телегу или сани. Порядок запряжки:
- надевают уздечку на коня;
- седелку пристраивают на спину выше места рабочего размещения на 10-15 см и плавно сдвигают по росту шерсти;
- подтягивают подпругу до плотного прилегания седелки;
- хомут надевают клещами вверх (важно чтобы подкладка была со стороны шеи);
- продев голову, хомут поворачивают и опускают на место;
- расправляют ремни шлеи;
- коня подводят к телеге или саням и ставят его между оглоблями;
- берут левую оглоблю и поднимают ее к хомуту и кладут на гуж;
- дугу крепят к левому гужу и оглобле, перекидывают на другую сторону;
- закрепляют чресседельник на левой оглобле и проводят через ушки седелки;
- подбрюшник проводят через подпругу;
- взяв правую оглоблю, приделывают к нею дугу и гуж;
- дугу устанавливают перпендикулярно оглоблям;
- соединяют свободные концы клещей до полного соприкосновения;
- чресседельник подтягивают к правой оглобле, выправляя положение хомута;
- крепление подбрюшника не требует чрезмерного натяжения.
Для управления лошадью используются вожжи – они крепятся в последнюю очередь. Их ведут поверх гужей и чресседельника и привязывают к удилам. Затем необходимо проверить правильность крепления – важно чтобы все ремни были симметрично подтянуты, не создавали препятствия движению лошади.
Гораздо проще проходит запряжка вьючных лошадей. Их особенно часто используют в горных походах. Главный недостаток вьюков – лошадь может их увезти гораздо меньше, чем при тягловом использовании. Ноша на спине мешает движению лошади, даже всадник создает меньше препятствий, так как подстраивается под различные особенности (подъем в гору, тип аллюра). Мешки следует размещать симметрично с обеих сторон спины. Важно использовать специальные седла и подкладки под ящики из дерева или металла. Обязательно плотно крепят ношу, чтобы она не болталась и не создавала помех движению. Максимальный вес для перевозки – 30% от массы лошади, а при горных походах – 20%.