Такая тенденция номенклатуры позволила упростить ведение племенных книг. Другим подходом к выбору клички является формирование новых форм, не связанных с родителями. Вариантов таких кличек еще больше и владельца здесь ничего не ограничивает. Так? спортивных жеребцов часто называют Чемпионами, Победителями, Фаворитами, Вождями, а самок Принцессами и Королевами. В такие названия вкладывают понятия мотивирования к выигрышу, получению богатства или будущего величия – владельцы ожидают от таких скакунов выдающихся результатов, часто такие клички дают потомкам выдающихся коней.
Распространенной практикой считается называть лошадей по общему ряду признаков. Клички в таком случае даются с учетом их масти, отметин, формы конечностей и другим внешним критериям. Лошадей девочек в таком случае называют Кауркой, Беленой, Бурушкой, Савраской. Жеребцам же дают клички Серко, Мухорт, Чубар или Чалый.
Влияние истории и культуры
Лошадь проживает вместе с человеком и служит ему уже несколько тысяч лет. На всем протяжении истории конь был верным другом в работе и битве. Выдающиеся жеребцы оставили свой след на страницах мировой истории, были воспеты в былинах, легендах и сказках. Клички этих животных наложили огромный след на получение имен последующими поколениями животных.
Пожалуй, самым известным в мире конем является Буцефал, на котором восседал сам Александр Македонский. Это был сильный жеребец, прослуживший великому полководцу много лет, который спасал его в самых опасных битвах. Он отличался необычным экстерьером – крупной бычьей головой, за что и получил свою кличку, ведь в переводе с греческого, Буцефал означает «бычья голова».
Буцефал был подарен Александру его отцом Филиппом, и с 12 лет до самой смерти конь был единственным у великого завоевателя. На этом жеребце Македонский завоевал все земли для своей империи, доехав на нем до Индии, где Буцефал и погиб. Немногим позднее смерть настигла и его владельца, а затем стала разрушаться и образованная им страна. В дальнейшем многим жеребцам давали эту кличку, в честь него же назван и город в Пакистане, переименованный затем в Джалалпур.
С Древней Грецией связано множество знаменитых коней, если хотите дать красивую кличку своему жеребцу, то стоит приглядеться к этой культуре. Главным из них считается Пегас – крылатый конь, рожденный из морской пучины, сдобренной кровью Медузы Горгоны. Не менее знаменит Троянский конь – деревянное сооружение, позволившее Одиссею и другим грекам завоевать неприступные стены Трои. В греческой мифологии встречаются существа, близкие к коням – единороги и кентавры.
Большинство правителей древности были и великими воителями. Но по мере развития государственности роскошный образ жизни извращал сердца императоров, замещая сражения пирами и развлечениями. Ярчайшим примером является римский император Калигула, чье правление вошло в историю нескончаемыми оргиями и развлечениями.
Главной страстью императора был его конь Инцитат. Он так любил своего питомца, что сделал его гражданином Рима, а позже присвоил ему титул сенатора. У коня был личный дворец, где его обслуживал большой штат людей. Инцитат стал символом сумасшествия и произвола власти и правителей, не подходящих для этой роли.
Негативный окрас кличек коней присутствует и в художественных произведениях. Так, фраза «Боливар не выдержит двоих» говорится ковбоем о своей лошади, которая не сможет везти обоих.
Но немало и положительных образов лошадей в нашей истории и культуре. Кобылу былинного героя Ильи Муромца звали Бурушкой, а в сказке Петра Ершова упоминаются Сивка и Бурка, подобное же название «Сивка-Бурка» принадлежит лошади из одноименного фольклорного произведения. Коней с такими именами на Руси было не счесть, и сейчас охотно дают эти прозвища лошадям. Связано это с произведениями культуры или это просто дань традиции называть лошадок по масти – не известно.
В истории отечественного коневодства существует два главных имени – Сметанка и Салтан. Эти два жеребца принадлежали к арабской породе, но с их помощью были выведены лучшие отечественные упряжные лошади – орловские. Завезенные графом в 18 веке из военных и дипломатических походов Салтан и Сметанка заняли главное положение в конюшнях, где ими были покрыты многие кобылы. А из их потомков были отобраны лучшие представители, послужившие материалом для племенной работы. Стоит отметить, что более чем у 90% поголовья орловских рысаков течет кровь этих жеребцов.
Антропонимы у лошадей
Часто в качестве кличек для коней используют личные человеческие имена. По результатам исследования личных хозяйств и конеферм порядка 7-20% кличек представлены антропозоонимами. Чаще называют кобыл и жеребцов такими кличками:
- Аня;
- Аркашка, Аркаша;
- Васька;
- Галинка;
- Маша;
- Мишка;
- Петя;
- Сидор.
Традиционные особенности присвоения клички коню во многом зависят от региона. Так, в Свердловской и Ярославской областях человеческие имена встречаются у 7-9% поголовья, при этом самыми распространенным считаются Аркашка и Мишка. Значительно больше антропозоонимов в Самарской области – где практически у каждой четвертой (20-26%) лошади человеческое имя, причем большую часть составляют Васька, Мишка и Машка.
Для того чтобы назвать лошадь используют как традиционные русские имена (Глаша, Любава, Симка), так и иностранные (Барбара, Джина). Часто происходит всплеск популярности определенной клички, обычно это связано с выходом нового произведения (книги, фильма). Так, в хозяйствах можно легко встретить Изауру, Зиту, Гиту или Латифу.
Во времена царской России существовал запрет на называние лошади человеческим именем.
Взаимодействие человеческих и животных имен в русском языке и культуре имеет давнюю историю. Несмотря на запреты церкви на использование человеческих имен для животных («грешно было кликать собаку человеческим именем» - наблюдения В.И.Даля), кони все равно имели созвучные с людьми прозвища. В первую очередь использовались устаревшие имена, которые уже не использовались, а также были однокоренными к масти:
- Воронко;
- Бурко;
- Гнедко;
- Игрень;
- Коур, Коурко;
- Мухорт, Мухортный;
- Рябка, Рябуха;
- Чалой;
- Черныш;
- Чубар.
Этот список далеко не полный. Формирование кличек лошадей и имен для людей шло параллельными дорогами. Причем постепенно названия, содержащие упоминание масти или другой характеристики, переставали использоваться для прозвища человека.
Как человеческие имена, клички лошади приобретают гипокористические формы – уменьшительно-ласкательные варианты названия, упрощающие их использование. Так Алабаму могут кликать Алкой, А Варежку – Варькой или Варей. При этом конские прозвища сильно уступают человеческим в своем разнообразии и часто имеют лишь одну форму – для животных принято использовать в качестве клички уменьшительно-ласкательный вариант людского имени (Васька, Мишка). Хотя бывают и исключения – в южном Казахстане была практика назвать животных (в том числе и лошадей) по имени и отчеству.
Ономастиконы – клички по цвету
Одним из распространенных правил названия лошади является присвоение клички, созвучной окраске шерсти. Высокая частотность таких имен не случайна – масть является важным наследственным признаком, отличающим коня от других особей. Обозначение окраски лошади имеет свои названия (Чалый, Саврасый, Буланый).
Существует множество классификаций окрасок лошади. По результатам генетических исследований принято считать основными лишь три масти – вороная, гнедая и рыжая, а остальные являются признаками неполного доминирования или влияния генов-разбавителей.
Клички по масти:
- Гнедой, Гнедко, Гнедуха – слово славянского происхождения, обозначает темно-рыжий, в качестве имен употребляется с конца 14-го века;
- Вороной, Вороная, Воронка, Ворона – в древнерусском языке известна с 11-го века, обозначает насыщенный черный цвет;
- Рыжий, Рыжак, Рыжуха, Ржавый – клички образованы об общеславянской характеристики желто-красного цвета;
- Серый, Серко, Серка, Сивый, Сивка – масть смеси черных и белых волос, имеет индоевропейское происхождение, употребляется всеми славянскими народами, в древнерусском языке упоминается с 15-го века;
- Бурый, Бурка, Бурко, Бурена – клички даются коням темно-коричневой окраски. Слово имеет восточное происхождение;
- Каурый, Каурка – светло-рыжие кони. Наименование имеет тюркские корни;
- Чубарый, Чубарой, Чубар – такие клички получали кони с темными пятнами на светлом фоне. Слово заимствовано у тюркских народов, в русском языке встречается с 1544 года.
Как видно, значительную часть названий мастей представляют слова тюркского происхождения. Это связано с постоянными набегами различных кочевников на Русь. Наибольшее влияние оказало нашествие Батыя и последующее становление Золотой Орды. Присвоение тюркских названий масти (а затем и кличкам лошадей) связано с низкой культурой коневодства на Руси в древнюю эпоху.