Виды телег для лошади и как их сделать самому?

Телега – колесная грузовая повозка для лошади, реже в нее запрягают других животных. Обычно телега изготавливается из дерева и ставится на четыре колеса. Редко используются тележки с двумя колесами, а зимой применяются сани, установленные на полозья. Активного производства телег в настоящее время нет – их делают своими руками, либо для декоративных целей небольшими партиями. Но еще сравнительно недавно  (80-е годы) было несколько специальных заводов, производивших телеги тысячами ежемесячно.

Разнообразие телег и повозок

Одноосная телегаТочной информации о появлении первых телег с лошадьми нет. Но известно, что наибольшее число находок колесниц приходится на Ближний Восток. Также отмечается, что в Древнюю Грецию и другие государства Европы конные упряжки пришли с персами. Основное использование лошадей было военное – коней запрягали в одноосные колесницы, которые разбивали строй вражеской пехоты. Использовать лошадей для работы крестьяне не могли себе позволить очень долго – животные стоили слишком дорого. С развитием промышленности происходит преобразование всех сфер деятельности общества. Так появляются разнообразные телеги.

Пассажирские

Самым знаменитым средством передвижения на лошадях является карета. Изначально она предназначалась для индивидуального пользования (как правило, знатных людей), но в 19 веке стала применяться как общественный транспорт после некоторых переделок. С латинского языка карета переводится, как «повозка». Это четырехколесное транспортное средство, движимое мускульной силой лошади. Изначально они делались в виде высокой рамы, к которой на ремнях подвешивался кузов, но затем такую конструкцию вытеснили пружины и рессоры.

По мере развития общества происходит дифференцирование повозок – появляется первый общественный транспорт. Заметно стали отличаться телеги для внутригородских перевозок или для дальнего следования. Первые были легкие, часто двухместные, а для сообщения между городами применялись большие кареты, часто многоосные.

Типы повозок дальнего следования

Название

Появление

Назначение

Особенности

Дилижанс

Возникает во Франции на рубеже 18-19 веков

Почтовое и пассажирское сообщение между городами.

Дилижанс вмешал до 8 человек, половина из которых размещалась на откидных боковых стульях. сравнительно быстрый вид транспорта для своего времени (10 км/ч) с небольшими остановками для приема пищи и смены коней.

Фургон

Северная Америка, 18 век

«Дом на колесах» первых переселенцев на Диком Западе

Представлял из себя обычную грузопассажирскую телегу, крытую шатром. Не отличался комфортом, зато был доступен широким слоям населения и позволял ночевать в любую погоду в прерии.

Шарабан

Франция, начало 19 века

Использовались для выезда на природу, охоты и других увеселительных мероприятий за городом.

Это многоместная открытая с боков (использовалась либо поднимающаяся крыша, либо тент) повозка с сидениями, расположенными поперек дороги.

Тарантас

Россия, 19 век

Позволяла перевозить до 4 человек между городами.

Продольный тип рамы позволял снизить тряску во время движения, поэтому тарантасы применялись для длительных путешествий. На таких тележках могли разместиться до 4 пассажиров с вещами.

Кибитка

Впервые появляется у кочевых народов, в России преобразовалась в сани

Для длительных путешествий в зимнее время

Изначально использовалась кочевниками для путешествия вместе со своим скарбом. В России кибитки использовались для быстрого сообщения между городами в зимнее время.

Внутри города передвижение должно быть быстрым или дешевым. Поэтому использовались либо небольшие тележки, либо, наоборот, огромные. Это были системы такси и крупного общественного транспорта.

В 19 веке появляются первые омнибусы – это вместительные крытые повозки, позволяющие перевозить до 20 человек и более. Этот прообраз современных автобусов просуществовал вплоть до Гражданской войны. Этому транспорту первую конкуренцию составили конки – варианты телег, поставленных на рельсы, что позволяло повысить эффективность. В конки запрягалась пара лошадей, которая без труда тянула телегу с несколькими десятками пассажиров.Телега для сена

Для быстрой транспортировки нужны более маневренные и легкие тележки:

  • бричка – одноосная повозка, вмещавшая кроме кучера еще 1-2 человек, изготавливались без рессор и с откидным верхом;
  • кабриолет, дрожки – легкая двуосная тележка с откидным верхом;
  • кэб – английский экипаж, чаще одноосный. В кабине размещалось четверо пассажиров, а кучер сидел на возвышении позади кузова.

Грузовые

Телеги для перевозки грузов заметно отличались – им не требовалось комфортности, зато нужно было иметь повышенную вместительность, простоту конструкции и небольшую стоимость. Существует несколько разновидностей телег как по количеству колес, так и по форме кузова.

Наиболее древний тип – арба, двухколесная тележка. На территории юга России и на Украине арбами называли четырехколесные рабочие тележки. Самый первый вариант арбы имел одну ось, которая неподвижно соединялась с цельными (без спиц) колесами, поэтому в процессе движения вращалась вся ось. Подобные тележки сохранялись на Кавказе вплоть до 20-го века.

Лошадей с телегами все реже можно встретить на наших улицах, даже в самых отдаленных деревнях.

С развитием промышленности удалось серьезно усовершенствовать телеги для лошадей. Так, их поставили на оси с подшипниковым ходом, пневматические резиновые колеса повысили проходимость, а тормоз повысил безопасность движения. Все эти действия позволили перевозить грузы до 1,5 тон при использовании одной лошади.

До этого тяжелые грузы требовали постановки в упряжку большого числа коней или тяжелоупряжных пород. Так, некоторые английские тяжеловозы могут сдвигать с места до 5 тонн и более. Рекорд по перевозке груза лошадьми пришелся на конец 18-го века, когда для постановки памятника Петру Великому было решено доставить в Петербург Гром-камень, масса которого превысила 2000 тонн.

Безосные

Наиболее древним типом повозок являются сани – это тележки без колес, которые позволяют двигаться как по снегу, так и любому другому  мягкому типу покрытия. На Руси сани были широко распространены в допетровскую эпоху, когда использование колесных телег ограничивалось отсутствием качественных дорог. В более позднее время сани стали применяться только для зимних перевозок.

Наиболее простую конструкцию имеют волокуши. Это пара жердей, одни концы которых закрепляются на лошади, а другие волочатся по земле. Их быстро сделать из подручного материала. При этом конем управляют, шагая рядом или сидя верхом.

Значительно технологичнее дровни. Они уже имеют полозья, на которые настелены доски. Обычно дровни используют для перевозки грузов. Если на эту конструкцию поставить кузов, то получится возок – зимний вариант кареты.

Особенности сборки

Сердце телеги – ее колеса. Можно пойти по сложному пути – изготовить колеса самостоятельно в соответствии с историческими нормами. Это тяжелый труд, требующий навыка работы с деревом, металлом и много времени. Этапы сборки  колеса:Телега

  1. делается ступица – деревянное кольцо с наружным диаметром 20-25 см, а внутренним – 5-6 см;
  2. в отверстие ступицы вставляется чугунная втулка;
  3. в торцовой поверхности рубятся (высверливаются) гнезда для спиц;
  4. другой конец стержней закрепляется в брусках, имеющих одну поверхность ровную, а внешнюю – округлую. Из них собирается колесо;
  5. обычно в одном бруске закрепляется 1-2 спицы;
  6. собранные вместе бруски обивают металлическим кольцом.

 Гораздо проще поставить тележку на готовые колеса от автомобиля. Кроме того, резиновые колеса не громыхают по дороге. Они также насаживаются на оси. Причем задние лучше выбирать с большим диаметром, чем передние. Задняя ось наглухо закрепляется на основе телеги, а передняя – подвижна для осуществления поворотов.

Также передняя ось вместе с поперечиной и оглоблями формирует единую конструкцию, необходимую для поворота телеги. Поверх рамы делается кузов. Его форма зависит от направления использования повозки. Для перевозки сена, фуража, навоза чаще применяют наклонные борта. Важно на современных тележках установить светоотражающие элементы.

Похожие темы

Комментарии и обсуждения