Причины выведения тяжеловозов
Необходимость в выведении лошадей специализированных породных групп диктовалась обществом. Европейское общество в эпоху Возрождения активно осваивало науку и новые технологии. В это время происходят взаимосвязанные события: рост населения, сельского хозяйства и промышленности. Все это возлагало огромные нагрузки на транспорт. Кроме того, происходит серьезное изменение в армии – тяжелые, закованные в металл, рыцари уходят в прошлое, ведь огнестрельное оружие делает их броню бесполезной. Кавалерия серьезно преображается, теперь ее главное преимущество – резкий удар и высокая подвижность.
Таким образом, намечается колоссальные разрыв – для войны нужны лошади поменьше, а в мирных целях наоборот – крупные животные, способные перевозить огромные грузы. И если в армии переход произошел быстро, то в промышленности продолжали еще длительное время использовать волов и мулов. Но по мере роста промышленных оборотов возрастали и требования к животным – тихоходные быки и ослы не могли соперничать с лошадьми, поэтому уже в конце 17-го века происходит первичное укрупнение пород.
Самыми крупными лошадьми в мире являются тяжеловозы – эти породы специально выводили для достижения максимальной массы и роста, чтобы использовать их возможности в работе.
Центром тяжелоупряжного коневодства является Англия. Эта страна обошла практически на столетие Европу в промышленном развитии. В 18-м веке ломовые кони сохраняют неплохие рысистые качества, а их масса составляет 600-750 кг. Этих животных еще трудно назвать тяжеловозами, скорее это массивный тип упряжных коней, который подходит исключительно для транспортировки грузов.
Пик развития тяжелоупряжного коневодства приходится на 19-й век. Железнодорожные пути стремительно покрывают земли Старого Света. Развитие поездов делает использование рысистых лошадей на больших расстояниях нерентабельным – их скорости ниже, а перевести они могут небольшое количество грузов или людей. В то же время на небольших расстояниях (будь то сообщения между соседними городами или доставка груза с места производства до ж/д станции) выгоднее использовать массивных коней, способных перевозить огромный вес, ведь скорость здесь не сыграет большого значения.
Несколько позднее чем в Англии, происходит разведение ломовых коней во Франции и Бельгии. В России тяжелоупряжное коневодство появилось лишь в 20-м веке, а до этого разводили привозимых из-за границы животных. Крах этой отрасли животноводства происходит в послевоенное время. Уже становится очевидным, что соперничать с механизированной техникой лошади не могут, а их разведение требует гораздо больших денег в сравнении с трактором или другой машиной. В настоящее время тяжеловозов разводят любители породы – это очень красивые и сильные животные, поэтому выставки с их участием собирают аншлаги. Очень редко можно встретить рабочее использование ломовых коней, так, в ряде городов Англии и Германии некоторые пабы используют упряжки тяжеловозов для подвоза пивных бочек. В отдаленных лесных хозяйствах продолжают использовать таких коней, где трактор не может подойти.
Самые крупные породы
- Першероны – лошади серой или черной масти, выведенные во Франции и утвержденные стандартом породы в 1883 году. Жеребцы в холке достигают 193 см, а массой могут превысить 1000 кг, кобылы несколько мельче. Во Франции на 2010 год насчитывается порядка 800 голов, а в США около 2,5 тысяч;
- Брабансоны – бельгийские тяжеловозы массой до 1200 кг и ростом под 180 см. Стандарт породы утвержден в 1887 году, но в настоящее время поголовье очень небольшое;
- Американская кремовая порода выведена в штате Айова и утверждена в 1944-м году. Отличается красивой шерстью кремового цвета. Средний рост среди жеребцов составляет 165-170 см, а масса - 800 кг;
- Клейдесдаль – шотландская ломовая порода гнедой или вороной масти с белыми отметинами на голове и конечностях. Впервые зарегистрирована в 1826-м году, а племенные книги ведутся с 1837 года. Средний вес среди жеребцов - 800-900 кг, а рост - 170-180 см;
- Фризская – голландская порода, близкая к легкоупряжному типу. Характерной чертой является черная масть. Рост в холке 160-170 см, масса жеребцов – 600-750 кг;
- Шлезвиг-гольштейнская порода выведена в 1893 году в Германии. Жеребцы несколько крупнее кобыл и ростом достигают 180 см, средний вес – 800 кг;
- Шайр – самая крупная порода лошадей, выведена в Англии в 18-м веке, но племенные книги ведутся с 1878 года, в которых включили жеребцов начиная с 1770 г. Внешний вид напоминает клейдесдальских коней, ростом жеребцы достигают 2 метров, а массой - 1200 кг. Этой породе принадлежит рекорд на самую крупную лошадь;
- Суффолк – тяжеловозы восточной Англии каштановой масти. Рост в холке у жеребцов составляет 165-180 см, а масса - 900-100 кг. На настоящее время насчитывается порядка 1000 голов;
- Советский тяжеловоз – русская ломовая порода, выведенная на основе крупных отечественных животных и заграничных тяжелоупряжных. Утверждение стандарта произошло в 1952 году. Рост жеребцов – 160-170 см, а масса 700-1000 кг.
Огромные представители в мире лошадей
Бруки (Brookie, Brookyn Supreme) относится к бельгийской породе Брабансон. Родился в 1928-м году и в пике своей формы достигал 198 см в холке, веса - 1451 кг, а грудная клетка в обхвате составляла 310 см. Жеребец умер в 1948 году.
Мамонт (Mammoth) –английский жеребец из породы шайр. Считается самым крупной лошадью из когда-либо живших. Его рост составил 219 см, а вес 1524 кг. Примечательно, что когда он родился в 1846 году, то ему дали кличку Самсон, но переименовали в Мамонта в 4 года, вероятно из-за огромных размеров. Также примечательны воспоминания ветеринара, производившего кастрацию Самсона в полуторалетнем возрасте – семенники жеребца по размерам приближались к футбольному мячу.
Другой крупный бельгиец – Зевс является самой крупной лошадью из ныне живущих. Он проживает в американском штате Мэн, где бывший его владелец не смог его содержать из-за его огромных размеров и сейчас конь обитает на специализированной конюшне. Его рост в холке составляет 205 см, а масса – 1400 кг.
Самой высокой в данный момент лошадью является тоже бельгийский жеребец по кличке Большой Джейк. Его рост составляет 211 см, что является действующим рекордом Гиннеса. Масса его существенно ниже остальных рекордсменов – 1180 кг. Предыдущий рекорд принадлежал клейдесдальскому жеребцу из Техаса с ростом в 206 см.