Происхождение самой крупной лошади
Появление крупных лошадей на территории современной Англии связано с захватом этих земель римлянами. До этого на территории острова кони были представлены небольшими животными – особенно на севере, где разводились будущие пони. В эпоху средневековья островные селекционеры занимались выведением крупных лошадей, которые были пригодны для сельскохозяйственной работы, перевозки грузов и тяжелой конницы. Но эти животные также были далеки от современных тяжеловозов, как и от арабских скакунов.
Развитие тяжелоупряжного коневодства связано с эпохой индустриализации. Сельское хозяйство не оказало сильного влияния на получение крупных лошадей – для вспашки больших участков чаще использовали волов. А вот с появлением железных дорог и массовой добычей полезных ископаемых понадобился новый тип лошади. Теперь сообщение между городами чаще осуществлялось поездами, и скоростные повозки отошли в прошлое, а точнее полностью перешли на ипподромы. На небольших расстояниях можно было обойтись меньшими скоростями, но для повышения эффективности требовалось доставить максимум груза.
Родиной породы шайр является центральная Англия, графства которой в старые времена именовались «шир». Рыцари из этих мест выступали закованными в тяжелые доспехи, вооружались длинными пиками и двуручными мечами.
Изображаемые на гравюрах и описываемые в сказаниях кони имели большой рост и массивное тело. Но эти лошади еще были далеки от современных – их дифференциация началась в 16-м веке, когда кавалерия пересела на более легких кобыл, а для обоза потребовалось более сильные кони. Так известно, что тягловые жеребцы тех лет перевозили грузы в 3,5 тонны. В семнадцатом веке крупные упряжные кони именуются Английскими Вороными. В совершенствовании этого типа участвовали завезенные лошади из Германии и Голландии. Рядом современных историков-животноводов высказываются гипотезы о значительном прилитии фризской крови.
Окончательное формирование породы происходит уже в 19-м веке, к его началу уже насчитывается большое количество крупных лошадей, используемых для различных сельскохозяйственных и других работ. Учреждение общества любителей породы происходит в 1878 году, а через шесть лет происходит переименование ее в Шайр. Вместе с обществом составляется и первая племенная книга, в которую включается до 2,5 тысяч животных, регистрируемых с 1770 года. К 1900 году насчитывалось свыше 5000 племенных животных.
Конец девятнадцатого века охватывает бум тяжелоупряжного коневодства. Шайры распространяются по всему миру. Значительное количество было переправлено через океан – в США открывается свое общество. В России эти тяжеловозы не получили большого распространения (основой для отечественной селекции служили бельгийские и французские лошади), но шейры были использованы при выведении владимирской породы.
Двадцатый век встречает тяжеловозов (как и других лошадей) повальной механизацией. Но если легкие кони еще активно применялись вплоть до 50-х годов, то нужды в огромных конях больше не было. Вторая мировая война оказала самое губительное воздействие:
- жесткие нормы на расходы кормов (острая нехватка продовольствия);
- внедрение машин различного рода, заменивших шайров на всех фронтах;
- низкая воспроизводительная способность и плохая селекция.
В 1955-м году популяция породы насчитывала всего 100 чистокровных лошадей на территории Англии. В последующие годы энтузиастами было решено приступить к восстановлению породы. Значительную роль в этом сыграло американское общество любителей породы. Но из-за нехватки производителей и слабого генетического разнообразия было решено прибегнуть к прилитию крови клайдесдалей. Сейчас порода находится в числе угрожаемых – популяция не превышает 1000 особей.
Особенности внешнего вида и использования шайров
Значительное внимание (особенно в английской селекционной практике) уделяют внешнему виду. Жеребцы могут иметь только три типа масти – вороной, гнедой и серый. Для кобыл также допускается иметь окраску волоса чалого цвета или иметь большое количество белых отметин (среди жеребцов допускается их малое количество, например белые чулки).
Это особо крупные лошади (породе принадлежит рекорд мира) со средней массой в 900-1100 кг. Самым крупным представителем всех времен считается Мамонт – этот жеребец при росте в холке в 219 см достигал массы на пике своей формы в 1524 кг. Кони обладают сравнительно легкой головой с правильным пропорциональным профилем. Шея массивная с небольшой изогнутостью у затылка. Грива небольшая, часто выстригается. Хвост редкий, поставлен низко.
Особенности селекционного отбора придали животным массивный тип – глубокая грудная клетка (в обхвате свыше 2-х метров), огромные копыта с диаметром свыше 30 см. Мышцы сильные, хорошо выражены. Но также не обошлось и без наследственных заболеваний – шайры предрасположены к хронической лимфосаркоме. Также распространены опухолевые заболевания кожи и поражения сухожилий, суставов и мышц конечностей.
Минимальные промеры по стандарту породы:
- рост в холке жеребцов от 173 см, а кобыл от 163 см;
- масса – 900-1100 кг;
- грудная клетка в обхвате – 215-255 см;
- обхват пясти – от 25 см.
Крепкие в спине и конечностях, лошади передвигаются только шагом – рысь не свойственна для породы и считается отклонением от нормы. При оценке животного особое внимание уделяют качеству конечностей – тазовые должны иметь правильный, прямой постав. При искривлении и косолапости лошадь бракуется. Дистальные участки ног покрыты густыми щетками.
Сейчас порода редко используется для работы. Основное место применения – завлечение туристов для прогулок или обычных выставок. В недавнем прошлом этих коней запрягали в специальные вагончики, перевозившие пиво с заводов в пабы. Сейчас можно встретить несколько подобных заведений в центральных графствах.
Единственным местом, где лошади породы шайр используются как рабочие – лесное хозяйство. Многими егерями эксплуатируется данное животное для проведения санитарных рубок деревьев. Применение коней позволяет вытаскивать большие деревья без использования тракторов, где они не могут подъехать. Кроме того, содержать коня в отдаленных участках легче, чем технику.